Данное методическое пособие выпускается в рамках серии рабочих тетрадей «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. В тетради даны некоторые приемы мезенской росписи по дереву. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.Тетрадь с успехом может быть использована учителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями на домашних занятиях с детьми.Работу с тетрадью необходимо сопровождать показом предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным детям, но и позволит непосредственно прикоснуться к живому источнику родной культуры.Для работы необходимо иметь: черную тушь; гуашевые краски темно-красного и черного цвета; перья чертежные (можно заменить гелиевой ручкой); кисти беличьи 1, 3, 6; банку с водой; мягкую салфетку для снятия лишней краски с кисти.Занятие 1. Мезенские прописиЦель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи прямых и волнистых линий.Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.Занятие 2. Узоры в прямой клеткеЦель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.Занятие 3. Простые элементыЦель. Освоение простых элементов мезенской росписи спиралек и зигзагов.Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.Занятие 4. Узоры в косой клеткеЦель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.Занятие 5. Ленточный орнаментЦель. Знакомство с ленточным орнаментом.Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.Занятие 6. Роспись поставкаЦель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.Занятие 7. Уточки и лебедиЦель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.Занятие 9. Цветы и деревьяЦель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному
Опубликовал: от 15 груденя / декабря 2009, посмотрело: 23034 | Благодарностей: 22
» Искусство детям. Мезенская роспись.
Последние сообщения с форума
Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Искусство детям. Мезенская роспись. » Перуница
Комментариев нет:
Отправить комментарий